Особенности врожденного и приобретенного иммунитета при высоком риске возникновения шизофрении и в процессе ее развития (клинико-иммунологические аспекты)
Диссертация охватывает несколько специальностей, в т.ч. 03.00.04 – Биохимия.
Шизофрения является одной из ключевых проблем современной психиатрии. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году шизофрения может занять пятое место среди всех болезней, связанных с потерей трудоспособности. Вместе с тем, на сегодняшний день патогенез заболевания остается не достаточно ясен.
Наибольшие возможности для решения этой проблемы предоставляет клинико-биологический подход, направленный на выяснение взаимосвязей между клиническими проявлениями заболевания и биологическими показателями.
Многолетние биологические исследования свидетельствуют о вовлечении иммунной системы в патогенетические и патофизиологические процессы при шизофрении (Kirch D.G., 1993; Kolyaskina G.I., et al., 1996; Mller N. et al, 2000). Однако попытки выявления конкретных механизмов участия иммунной системы в этих процессах, не привели к получению однозначных результатов. Настоящая работа посвящена разработке одного из наименее изученных аспектов: выявлению и анализу взаимосвязи между состоянием иммунной системы больных и клиническими характеристиками заболевания.
Важным для понимания роли иммунной системы в развитии шизофрении является исследование не только заболевших, но и лиц, с генетической предиспозицией к шизофрении, то есть носителей патогенетических механизмов (патос), составляющих группы высокого риска (ГВР) возникновения этого заболевания. В настоящее время к проявлениям патоса относят дизонтогенез (нарушение развития нервной системы), который с большим постоянством выявляется у детей с наследственной отягощенностью по психической патологии шизофренического спектра (Римашевская Н.В., 1989; Козловская Г.В., 1995; Fish B., 1987). Возможность трансформации патос в болезненный процесс (нозос) в любом возрасте, в том числе детском (Сухарева Г.Е., 1948; Козлова И.А., 1967; Вроно М.Ш., 1971) определяет интерес к изучению иммунной системы у детей из группы высокого риска по шизофрении и больных шизофренией в сравнительно-возрастном аспекте.
При выполнении исследования учитывались современные представления о функциях врожденного иммунитета, которые, как оказалось, не ограничиваются только лишь мгновенным реагированием на инфекцию или тканевое повреждение. Стало очевидно, что врожденный иммунитет инициирует и оптимизирует реакции приобретенного иммунитета, развивающиеся гораздо медленнее (Janeway C.A., 1998; Tani K. et al, 2000). Поэтому, сегодня уже невозможно охарактеризовать состояние иммунной системы в целом, не проанализировав показатели, отражающие состояние врожденного иммунитета.
В качестве таких показателей были изучены лейкоцитарная эластаза (ЛЭ) –протеолитический фермент и маркер дегрануляционной активности нейтрофилов, белки острой фазы воспаления – С-реактивный белок (СРБ) и 1-протеиназный ингибитор (1-ПИ), которые ранее во взаимосвязи с клиническими проявлениями шизофрении не исследовались. Исходя из того, что лейкоцитарная эластаза может оказывать повреждающее воздействие на сосудистый эндотелий (Nagy Z., et al., 1998; Bonnefoy A., et al., 2000), в настоящей работе также изучали содержание в крови больных маркера эндотелиальной дисфункции/повреждения – фактора Виллибранда и его связь с активностью лейкоцитарной эластазы.
Среди показателей приобретенного иммунитета особого внимания заслуживают аутоантитела к нейроспецифическим антигенам (Аат-НСА). Предполагается, что проникая в мозг, аутоантитела к нейроспецифическим антигенам способны связываться с соответствующими белками, вызывая нейрохимические нарушения (Чехонин В.П. с соавт., 1997; Крыжановский Г.Н. с соавт., 2003). Существенное значение в развитии этих нарушений, с точки зрения дизонтогенетической и аутоиммунной гипотез шизофрении, могут иметь аутоантитела к нейротрофическим и структурным белкам мозга (Башина В.М. с соавт., 1997; Козловская Г.В. с соавт., 2000; Клюшник Т.П., Лидеман Р.Р., 2001; Kliushnik T.P., et al., 1999). В качестве показателей, отражающих состояние приобретенного иммунитета, были изучены аутоантитела к фактору роста нервов (ФРН) и аутоантитела к основному белку миелина (ОБМ). Данные о соотношении уровней аутоантител к этим необходимым для нормального развития и функционирования нервной системы белкам с клиническими симптомами шизофрении отсутствуют.
Высоко информативным для выяснения участия иммунной системы в патофизиологии шизофрении представляется и анализ возможных корреляций между иммунологическими показателями и объективными нейробиологическими характеристиками.
Необходимо для установления роли иммунной системы в патогенезе шизофрении проанализировать взаимосвязи между состоянием иммунной системы и выраженностью психического дизонтогенеза у детей из группы высокого риска по шизофрении, клиническими характеристиками шизофрении, а также особенностями электрофизиологической активности и нейроанатомической организации мозга больных.